6. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования,
присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения
образовательных отношений.
7. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
8. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой
дошкольного образования.
9. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения
образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
10. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно
разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования
и
соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями
образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов федеральной образовательной программы дошкольного
образования.
11. В образовательной организации образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации. Образовательная деятельность может
осуществляться на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том
числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой
дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных
представителей).
Дошкольное образование может быть получено на иностранном языке в
соответствии с образовательной программой дошкольного образования и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации об образовании и локальными
нормативными актами образовательной организации.
12. Освоение образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся.
13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного
образования в образовательной организации осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или
комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация
образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной
интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в
длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных
лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности
осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а
также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических
мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное
образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной
для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных
возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации могут быть организованы также:
- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы
дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление
воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного
образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных
отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по
организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению
соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в
дошкольном образовании в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую
направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации
образовательной программы дошкольного образования;
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники
разных возрастов (разновозрастные группы).
14. Режим работы образовательной организации устанавливается ее локальным
нормативным актом. Группы могут функционировать в режиме: кратковременного
пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного
дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и
круглосуточного пребывания детей. По запросам родителей (законных представителей)
возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Образовательные программы дошкольного образования реализуются в группах,
функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.
15. Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника,
обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного
образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической,
диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в
дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в
них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления
таких видов помощи осуществляется Управлением образования Администрации
Верхнесалдинского муниципального округа.
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детейинвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
17. В образовательной организации, осуществляющая образовательную деятельность
по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны
быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
18. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и
развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных
организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный
шрифт) или аудиофайлов;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материальнотехнические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа
детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а
также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты
не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
20. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или
отдельных образовательных организациях.
Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно
превышать:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте
старше 3 лет;
- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих детей
- 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3
лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; для
детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3
лет;
- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в
возрасте старше 3 лет;
- для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных
групп;
- для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями
развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно
превышать:
- в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- в возрасте старше 3 лет:
- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной
отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра,
или детей со сложным дефектом;
- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией
и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения
речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития,
детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или
комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с
учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомофизиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной
наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается
смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при
объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность
адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их
одновременной реализации в одной группе.
21. При получении дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное
расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель- дефектолог
(олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог,
тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу:
- для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не
менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы учителядефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога- психолога;
- для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и
косоглазием) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не
менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагогапсихолога;
- для детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы учителялогопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1 штатной
единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы
учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника);
- для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной
единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не менее
0,5 штатной единицы учителя-логопеда;
- для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы
учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5
штатной единицы учителя-логопеда;
- для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы учителядефектолога (олигофренопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя- логопеда и не
менее 1 штатной единицы педагога-психолога;
- для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями
развития) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагогапсихолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы
ассистента (помощника).
На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями
зрения (слепых), или расстройствами аутистического спектра, или умственной
отсталостью (умеренной и тяжелой степени) - не менее 1 штатной единицы тьютора.
При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной
образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в
штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учительдефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагогпсихолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на
каждые 5 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
- педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
- тьютора на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- ассистента (помощника) на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
22. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на
основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей
(законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного
образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации, и родителей (законных представителей)
воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по образовательным программам дошкольного образования на
дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом
уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.